Вопрос о необходимости сохранения генофонда сельскохозяйственных животных впервые в нашей стране был поднят еще в 20-х годах. Уже тогда наиболее дальновидные ученые и практики оценили перспективы его использования для создания заводских пород и типов животных, а также для селекции будущего. Этому способствовало то обстоятельство, что многие местные отродья обладали рядом уникальных свойств и могли проявлять их в таких условиях кормления и содержания, в которых культурные западные породы просто не выживали.
Понятие генофонда предложил А.С. Серебровский (1928) для обозначения естественного богатства, подобно запасам золота, нефти, угля и т.д. Генофонд вида с.-х. животных обуславливается разнообразием имеющихся пород, отродий и отдельных популяций. Все они характеризуются присущим им набором наследственных задатков, структурой самих хромосом.
Особую ценность в генофонде вида представляют генетические комплексы, присущие местным, аборигенным породам и отродьям, поскольку они являются источником пополнения генетической изменчивости, необходимой для селекционных целей.
Между тем, специфика развития отечественного животноводства характеризовалась не только рациональным использованием имеющихся генетических ресурсов, но и вымыванием их из селекционного процесса.
Начиная с 30-х годов, за довольно короткий промежуток времени исчезло большое количество локальных и малочисленных популяций. При этом процессы эрозии генофонда не обошли стороной и такие обширные массивы животных, как сибирский молочный скот, киргизский мясной, печорский и карельский комолый, а также некоторые другие.
Невосполнимый урон генофонду различных видов сельскохозяйственных животных нанесла война 1941-1945 гг. В послевоенный период на территорию бывшего Союза поступало большое количество скота европейских пород, вытеснявших местных животных.
Решению вопросов сохранения отечественного генофонда, помимо объективных причин, мешал и сугубо административный подход к развитию сельского хозяйства. Так, широкое использование в скотоводстве производителей джерсейской породы, не дав ощутимых результатов в отношении жирномолочности скота, существенно ухудшило его жизнеспособность и ускорило эрозию отечественного генофонда. После некоторой стабилизации обеднение генофонда продолжилось в результате широкомасштабного перевода большей части животных на промышленную технологию производства продукции. В результате средний срок использования коров в хозяйствах сократился с 4,3-4,8 до 3,5-3,8 лактации.
Одновременно осуществлялся переход на более прогрессивный метод искусственного осеменения животных. Однако ввиду отсутствия необходимого генетического контроля и сокращения численности используемых производителей данное мероприятие также резко снизило генетическое разнообразие в стадах и породах.
Положение еще более осложнилось, когда в животноводстве начали осуществляться принципы крупномасштабной селекции. Прогрессивные по своей сути, они не были в должной мере обеспечены ни соответствующими кормовыми ресурсами, ни необходимым генетическим контролем, способным при резком сокращении численности быков обеспечить сохранение оптимального уровня генетической изменчивости.
Утрата части генетического материала - это не только потеря многих ценных качеств животных отечественных пород. Уже сейчас, даже в широко распространенных породах, снижение жизнеспособности, увеличение подверженности к заболеваниям, ухудшение показателей воспроизводства оказываются тесно связанным и с причинами генетического плана. Давно известно, что достаточное генетическое разнообразие животных при отсутствии оптимальных условий среды является гарантом выживаемости пород и стад, а также их дальнейшего прогресса. Кроме того, генетическое разнообразие как в пределах породы, так и в пределах вида - это тот материал, с которым работают селекционеры, вследствие чего любое его сокращение ограничивает возможности адекватно реагировать на изменения экономической, экологической и социальной ситуаций.
Разумеется, процесс сокращения числа используемых пород является вполне закономерным и обусловлен, в основном, неконкурентоспособностью некоторых из них в отношении продуктивных качеств и пригодности к промышленной технологии производства продукции.
Вполне объективным является и сокращение генетической изменчивости во всех породах сельскохозяйственных животных, поскольку все они испытывают действие как искусственного, так и естественного отбора. Однако, данное сокращение не может быть беспредельным. При этом необходимо учитывать, что скорость утраты генетической информации, как правило, выше, чем скорость замены соответствующих нуклеотидов, а это означает, что утрата информации не может компенсироваться за счет мутаций. Результат - постепенная потеря некоторых функций, деградация и вымирание.
Нельзя не отметить и того факта, что сужение генетического разнообразия ведет к повышению гомозиготности, что равносильно повышению степени инбредности, со всеми вытекающими из этого последствиями. В связи с этим, вопрос сохранения генофонда стад и пород давно уже перерос в более серьезную проблему и решать ее следует безотлагательно.
Эта проблема имеет несколько аспектов. В ней следует выделить три составные части. В настоящее время мы имеем малочисленные, редкие и исчезающие породы и отродья, а также широко распространенные породы животных. Вполне естественно, что с единой меркой ко всем им подходить нельзя.
Редкие и исчезающие породы представляют из себя источник генетического материала для селекции будущего. К ним на сегодняшний день можно отнести красную тамбовскую, кавказскую бурую, истобенскую породы, суксунский и якутский скот. При достигнутом уровне развития биотехнологии наиболее надежным способом сохранения этих пород является организация специальных генофондных хозяйств.
Однако возникает вопрос - что именно необходимо сохранить от этих пород для селекции будущего? Вряд ли через несколько десятков лет будут представлять интерес гены, контролирующие основной вид продуктивности. Она у них не отвечает и требованиям сегодняшнего дня. Скорее всего возникнет необходимость включения в селекционный процесс того генетического материала, который обуславливает устойчивость этих животных к заболеваниям, их долголетие, высокую плодовитость и другие признаки, характеризующие жизнеспособность.
пмеющаяся неопределенность в прогнозировании потребностей будущей селекции выдвигает необходимость сохранения от редких и исчезающих пород максимально возможного спектра генетического разнообразия. При этом следует подчеркнуть, что именно генетического, а не фенотипического, которое во многом зависит от факторов внешней среды.